организация ООО МГрадо Старый Оскол +7(985)293 11 22                           
Подать заявку
Главная Портфолио Информация Услуги Сотрудничество О компании

Новости



22.06.2012

Состоялось заседание комитета по методологии регулирования проектной деятельности (унифицированные положения)

14 июня 2012 года в зале Совета НОП в Москве состоялось заседание комитета по методологии регулирования проектной деятельности (унифицированные положения). На заседании присутствовали члены комитета, приглашенные эксперты и сотрудники аппарата НОП.

Открыл заседание председатель комитета по методологии регулирования проектной деятельности (унифицированные положения)
Национального объединения проектировщиков С.С. Ильяев. В рамках обсуждения первого вопроса повестки дня «О системе ценообразования на проектные работы» 03sСергей Семенович рассказал об итогах круглого стола на тему: «Актуальные вопросы системы ценообразования в проектной деятельности», который состоялся 7 июня 2012 г. в зале Совета НОП. (информация о мероприятии на сайте М.Градо)

Председатель комитета охарактеризовал существующую систему ценообразования и акцентировал внимание на проблемах в вопросах определения стоимости проектной продукции на базе сборников базовых цен на проектные работы.

В частности, в действующей системе ценообразования, в основе которой лежит принцип основанный на неизвестно откуда взятой стоимости основного показателя объекта, к которой потом применяются различные и тоже непонятные показатели «а» и «б», понижающие и повышающие коэффициенты, не учитываются реальные затраты проектировщиков по подготовке проектной документации различного назначения. Также по этой системе невозможно правильно оценить новые специальные разделы проектной документации, практически не имеющие аналогов. Поэтому для разработки ценников по таким разделам необходимо привлекать специалистов, уже имеющих опыт, и знающих специфику разработки указанных разделов проектной документации.

Сергей Семенович отметил, что, при определении стоимости любых услуг изначально заложен конфликт интересов между заказчиком и исполнителем. Первый, зачастую заинтересован только в уменьшении цены и сроков, а второй кроме защиты своих коммерческих интересов защищает еще качество своей продукции, услуг, которые влияют на безопасность и за которую он отвечает по закону. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ является сдерживающим фактором в реализации задач по обеспечению безопасности объектов капитального строительства. В рамках указанного закона основным критерием выбора являются цена и сроки, но не безопасность будущего объекта.

Кроме того, основным потребителем действующей системы ценообразования сегодня является в основном заказчик по бюджетным объектам, который проводит конкурсы. Ему необходима формальная доказательная база для обоснования цены контракта, которая им же зачастую произвольно уменьшается на основании «уторговывания». Кстати говоря, учреждения по организации и проведению торгов, как правило, не отвечают за качество услуг впоследствии. Отсюда возникает потребность в создании принципиально новой системы ценообразования проектных услуг. С учетом вступления России в ВТО, необходимо изучить зарубежную практику определения порядка стоимости услуг проектировщиков для подготовки проектной документации для строительства.

В свою очередь, сборники базовых цен на проектные работы, по мнению С.А. Шарапова, вице-президента Союза проектных организаций строительного комплекса России (СПР), генерального директора «Центрального Института типового проектирования и градостроительства им. Я.В. Косицкого», не отражают реальной стоимости проектных работ. В конце 60-х годов, при разработке ценников, были использованы, не известно откуда взятые, данные о трудоемкости, которые в настоящее время не актуальны и требуют пересмотра.

Другие участники заседания также отмечали, что ценники должны быть максимально привязаны к затратам проектировщиков, времени проектирования объектов; при разработке цен необходимо учитывать специфику отрасли, например, газовой, без этого невозможно формировать реальный уровень цен на проектные работы.

Кроме того, Виссарионов Ю.Г., руководитель мастерской«ПТАМ Виссарионова», предложил дифференцировать стоимость проекта в зависимости от масштабности объекта: цена за проект небольшого здания должна быть непропорционально ниже цены крупного объекта.

В ходе заседания также была затронута тема о рекомендациях Минрегиона России, которые касаются распределения базовой цены проектирования в зависимости от стадии (проектная документация - 40%, рабочая - 60%), в ряде случаев не отражают реального соотношения затрат и стоимости проектных работ. Такое соотношение несправедливо, например, для гражданских зданий, где объем работ и состав разделов проектной документации, с учетом требований 87 постановления Правительства Российской Федерации, а также требований, зачастую предъявляемых государственной экспертизой больше, чем это указано в рекомендациях Минрегиона России. При определении стоимости проектных работ, рассчитанной с использованием справочников базовых цен на проектные работы, должна учитываться специфика объекта строительства, полнота разработки проектной и рабочей документации. Тогда, рекомендуемое Минрегионом России соотношение базовой цены проектирования, будет колебаться в зависимости от отрасли и может корректироваться по согласованию между исполнителем проектных работ и заказчиком.

По вопросу соотношения 40/60, Бурдуков П.Т., руководитель Департамента по законодательному и правовому обеспечению НОП, предложил участникам представить в НОП обоснованные замечания для внесения предложений в Минрегион России о пересмотре данного соотношения в сторону увеличения доли проектной документации.

Дополнительно к распределению базовой цены проектирования Павел Тимофеевич предложил членам комитета и представителям проектного сообщества вносить свои предложения по изменению в проект Федеральной контрактной системы (ФКС), которая придет на смену действующему Закону № 94-ФЗ о проведении госзакупок.

По итогам обсуждения первого вопроса повестки дня, Ильяев С.С. предложил всем членам комитета подготовить свои предложения по разработке концепции01s новой системы ценообразования на проектные работы. В основу новой системы должны быть заложены понятие справедливой цены на проектную продукцию и иные подходы, обеспечивающие нормальное функционирование проектных организаций и интеграцию в мировое проектное сообщество, в связи с вступлением России в ВТО. По актуальным версиям справочников базовых цен, было принято решение разместить эти документы на сайте НОП и предложить всем членам комитета и представителям проектного сообщества ознакомится с ними и направить свои замечания в Аппарат НОП. Кроме того, участники заседания рекомендовали комитету по экспертизе и ценообразованию НОП направить эти справочники базовых цен на экспертизу в ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» и Национальную ассоциацию сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга.

Следующий вопрос повестки дня, который рассмотрели участники заседания, касался стандарта СРО НП «СПАС» «Проектирование тепловой защиты жилых и общественных зданий», который планировалось включить в реестр стандартов НОП. Накануне заседания комитета экспертную оценку этому стандарту дали специалисты НИИСФ РААСН (авторы актуализированного СНИПа «Тепловая защита зданий»). В ходе работы комитета свою точку зрения по данному документу высказал приглашенный эксперт Ливчак В.И. (автор действующей редакции СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий»), вице-президент НП «АВОК» и другие участники заседания. Учитывая, что существуют несколько точек зрения на правила и нормативы по проектированию тепловой защиты жилых и общественных зданий, было принято решение предложить авторам представленного стандарта, авторам актуализированного СНИПа и авторам действующего СНИПа подготовить в табличном виде сравнительный анализ предлагаемых методик расчета тепловой защиты. Для достижения консенсуса необходимо представить его на заседание комитета по методологии регулирования проектной деятельности (унифицированные положения).

В ходе обсуждения подготовки изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» Сергей Семенович Ильяев проинформировал участников заседания о том, что в Минрегион России НОП были направлены подготовленные изменения в положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию по объектам капитального строительства производственного и непроизводственного назначения.

mog_get_img.phpНациональным объединением проектировщиков также были направлены два письма в Минрегион России с просьбой рассмотреть подготовленные изменения и инициировать процедуру обсуждения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Кроме того, имеется в целом одобрительное мнение проектного сообщества по подготовленному проекту документа, полученное по результатам обсуждений на заседаниях профильных комитетов НОП, на круглом столе в Союзе проектировщиков России, на «Сибирском Форуме» и других мероприятиях, включая стихийные обсуждения на различных интернет форумах и порталах в среде рядовых проектировщиков.

Вместе с тем Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» внесен ряд изменений, в частности образовано, подведомственное Минрегиону России Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Однако до настоящего времени функции Минрегиона России и создаваемого Федерального агентства не определены. Это обстоятельство является объективной причиной задержки рассмотрения проекта документа в Минрегионе России.

«В этой связи после определения и разграничения функций между Минрегионом России и создаваемым Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Национальному объединению проектировщиков нужно будет еще раз обратиться с просьбой начать процедуру официального обсуждения, согласования и внесения проекта документа в установленном порядке в Правительство Российской Федерации,» - отметил Сергей Семенович.

По вопросу о необходимости введения в проектных организациях системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ ИСО 9001-2800, участники заседания сошлись во мнении о том, что решение о внедрении той или иной системы менеджмента качества каждая организация должна принимать самостоятельно.

По вопросу повестки заседания о рассмотрении ГОСТ Р 53195.1 - ГОСТ Р 53195.5 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем» участники отметили необходимость разослать представленные В. И. Щербиной, заместителем Председателя секции «Пожарная безопасность», тексты ГОСТ Р 53195.1 - ГОСТ Р 53195.5 «Безопасность функциональная связанных с безопасностью зданий и сооружений систем» членам комитета по методологии регулирования проектной деятельности для принятия в рабочем порядке решения о размещении указанных ГОСТов на сайте НОП и включении их в перечень нормативных документов добровольного применения либо обязательного применения.

Презентацию с Методическим пособием по технологии проектного управления было решено обсудить на ближайшем заседании комитета.

В завершении работы комитета участники заседания затронули вопрос о замене одного члена комитета другим по представлению ОАО «Гипротюменнефтегаз». Было принято решение рекомендовать координатору комитета по методологии регулирования проектной деятельности (унифицированные положения) НОП, вице-президенту НОП В.А. Новоселову утвердить решение о включении в состав комитета Н.В. Варламова, в связи со сменой управляющего директора ОАО «Гипротюменнефтегаз». 

Ольга Вязовиченко, пресс-служба НОП.


22 июня 2012 года


Возврат к списку